О нас Контакты Карта сайта Добавить в избранное
Главная / Литература
Образовательный медицинский сервер
Образовательный медицинский сервер
Домой Контакты
Лекторий

Новости
Рефераты

Мед. учреждения
Медицинские ВУЗы

Медицина в лицах
Абитуриенту

Блог
Литература

Фотогалерея
НИРС
 

 
Новое на сайте


Н.А. Вигдорчик - основоположник социального страхованияН.А. Вигдорчик - основоположник социального страхования

В 2004 году исполнилось 130 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти Николая Абрамовича Вигдорчика одного из ведущих отечественных специалистов по социальному страхованию, врачебно-трудовой экспертизе... ПК ТИРС крупнейший производитель термомуфты

Программа для поступающих в ВУЗы по русскому языку

Учащиеся должны знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила, осмысленно обосновывать свой ответ, приводя и анализируя соответствующие примеры.

Табак и алкоголь опаснее, чем марихуана и экстазиТабак и алкоголь опаснее, чем марихуана и экстази

Британские ученые, предложившие новую методику оценки негативного воздействия запрещенных веществ, пришли к выводу, что табак и алкоголь представляют большую угрозу для общества и здоровья потребителей, чем марихуана и экстази. Исследование, авторы...

Литература

Плохой человек не тот, кто не читал
ни одной книги; плохой человек тот,
кто прочитал всего одну книгу.
Болгарская пословица

Медицинская деятельность - ровесница человека. Она вытекает из глубинной потребности людей в сохранении и воспроизводстве своего существования. Сущность человека - это его принципиальное отличие от всего живого (т.е. жизнь - социальная), а  природа человека - это его субстанция (жизнь биологически субстанциональна).

Социальная сущность человека не отменяет того, что он есть и будет не только личностью, но и организмом (биологической субстанцией), но изменяют мир не человеческие организмы, а личности, сущность деятельности которых всегда социальна.

Эту биосоциальную связь можно условно представить через взаимодействие человека и среды. Из этого видно, что подструктуры человека (как личности, индивидуальности и организма) и среда его обитания (социум, техносфера и природа) фокусируются в человеческой деятельности, в которой организм (как объект медицины) раскрывается как личность.

Медицина. От латинского слова medicari - назначить лечебное средство. Но медицина заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение медицины с современной точки зрения: Медицина есть наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу. Таково научное определение медицины, данное в конце XX века

В 30-е годы нынешнего столетия медицина трактовалась как "наука о здоровом и больном человеке, имеющая целью сохранение здоровья его путем предупреждения и лечения болезней. Будучи частью естествознания, медицина является также наукой социальной, так как объектом ее изучения является человек с его общественными условиями жизни". Современная же дефиниция выглядит более наукоемкой, но по содержанию существенных изменений за столетие она не претерпела, т.е. медицина представляется "системой научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".

В любом определении медицины как науки прослеживается неразрывная связь лечения с предупреждением заболевания как одной из конкретных форм профилактики, препятствующей развитию необратимых форм болезни и осложнений, потере временной или постоянной трудоспособности, преждевременной старости и смерти.

В истории медицины, включая и нынешний труднейший период, генеральную линию ее определяло профилактическое направление, гносеологической основой которого является диалектико-материалистическое понимание единства социального и биологического, организма и окружающей среды. В свою очередь, связь профилактики и клиники лежит и в основе здравоохранения, которое выступает как "система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Характер и содержание здравоохранения на различных этапах общественного развития определяется способом производства, степенью развития производительных сил, уровнем развития науки и техники в целом и медицинской науки в частности".

Современная медицина - это целый комплекс наук и направлений практической деятельности. В круг ее стратегических вопросов входят:

- состояние соматического (телесного) и психоэмоционального благополучия человека, т.е. его  здоровье, - физиология человека и медицинская психология;

- нарушение состояния здоровья, т.е.  болезнь, - общая и частная патология;

- распознавание этих различных состояний жизнедеятельности человека - диагностика;

-  лечение болезней - клинические дисциплины;

-  предупреждение болезней - профилактика в узком смысле слова (как текущая поликлиническая и диспансерная деятельность) и различные отрасли гигиены;

- условия сохранения здоровья и предупреждение заболеваемости -  социальная гигиена или профилактика в широком смысле слова .

Если этот круг вопросов представить через предмет и объект медицины, то получается следующее.

Предметом исследования медицины как науки являются:

- причины возникновения и закономерности развития болезней человека ( этиология и  патогенез);

- методы из распознавания и лечения ( диагностика и  клиника);

- методы предупреждения заболеваний ( профилактика);

- формы оптимальной организации медицинской помощи населению ( теория организации здравоохранения).

А основными объектами медицины выступают биологические состояния организма:

- норма и патология;

- социальные состояния личности (здоровье и болезнь);

- психологические связи в отношениях норма - здоровье, патология - болезнь и другие факторы.

Подчеркнем, что именно последние - норма (здоровье) и патология (болезнь) - являются сутью объекта медицинского комплекса наук. Таким образом, медицинскую науку в целом можно представить, как:

1) систему развивающегося знания (результат научного поиска);

2) процесс получения знания (эксперимент и клиническая практика).

Однако медицину нельзя определить как только знания или как только деятельность по производству знания. Очевидно, медицинская наука как теоретическая система включает в себя оба аспекта - деятельность как процесс и знания как результат научного процесса.

В этой связи нельзя не подчеркнуть, что даже самые фундаментальные понятия, которыми всегда оперировала медицина, такие, как "болезнь" и "здоровье", в полной мере не разработаны. Еще в 1933 г.  Н.А. Семашко заметил: "Стыдно признаться, но это факт: медицина до сих пор не знает, что такое болезнь, хотя именно с этим понятием она, казалось бы, призвана и оперировать. До сих пор еще даже в ученых трактатах болезнь определяется так, как определял это понятие доктор в бессмертной комедии Мольера: "Болезнь - это отсутствие здоровья" . Конечно, это "шутка гения", но не без доли правды. Первый нарком здравоохранения РСФСР не сильно преувеличивал. Разброс во мнениях, поиски общего "патологического знаменателя" были не частыми (ими занимались в основном выдающиеся медики), во многом проблематичными для самих авторов и в принципе не удовлетворяли всех.

Например, терапевт  С.П. Боткин уверял, что "болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное; она представляет обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму, который или умирает, или в силу своей приспособляющейся способности восстанавливает свое равновесие, достигая таким образом более или менее полного выздоровления, или же остается больным, сохраняя иногда способность передать болезнь или расположение к ней своему потомству, что и обусловливает наследственность болезней".

По мнению Боткина, болезнь - это всегда "триада" - она либо отступает, либо "передается по наследству", либо приводит организм к летальному исходу. Развивая последнее, гигиенист Ф.Ф. Эрисман, в свою очередь, также уверял (и доказывал на примерах отвратительного санитарного состояния российских фабрик и заводов), что "смертность далеко не обусловливается одними теми причинами, которые коренятся в естественном увядании человеческого организма. Огромное большинство людей умирают преждевременно под "роковым влиянием внешних причин".

Прошедшие десятилетия мало что изменили в этом плане - насколько понятие болезни ясно для не медика, настолько трудно дать ему научное определение или хотя бы найти единое понимание среди врачей. Мы также не собираемся "изобретать" новую дефиницию, но констатируем сам факт этой объективной трудности.

Несколько лучше обстоит дело с понятием "здоровье". Не растворяясь в полемике по этому поводу, укажем лишь на общую "формулу здоровья", "открытую" в конце 80-х годов: в ней положительный (или отрицательный) числитель "сопрягает" организм с условиями его существования относительно отклонений от нормы в связи с определенными причинами в данное время и на данной территории. Ее применение в принципе говорит о том, что здоровье человека в системе социальных ценностей занимает важное место. Причем оно является не только личным достижением человека, но и общественным богатством (насколько это справедливо в условиях современной России - судить каждому человеку и разным социальным слоям общества!).

Объектом данного раздела, однако, является не столько медицина как наука и ее история, сколько  медицинская книга - ее издательско-торговый (книговедческий) аспект в определенных хронологических границах. Ведь "книга выступает как одна из форм и как средство сохранения и передачи наиболее значимой для развития общества социальной информации, составляющей объективную основу социальной памяти - "определенных достижений духовной культуры". И что особенно важно, "исследование отраслевой книги невозможно без вторжения в те научные и практические области, которые она отражает. Такой подход реализован путем аналитической оценки изданий, на основе которой прослеживается сам процесс трансформации знания в содержании книги".

Это вполне применимо и для отраслевой книги, какой является медицинская, т.е. произведения письменности в области медицины.

Поэтому дефиниции медицины, ее объекта и предмета, приводимые выше, необходимы. Ведь арсенал средств диагностики, профилактики и лечения болезней, внедрение новой техники и специализированной помощи и другие направления медицинской деятельности должны ставить перед медицинской наукой и практикой новые, все более сложные проблемы. А в комплексе социально-экономических и медицинских мероприятий, призванных обеспечивать решение этих проблем, не последнее место принадлежит медицинской книге.

Можно предположить, что именно она, обладая широким кругом функций, является главным средством обобщения и пропаганды как позитивного, так и проблемного в сегодняшней медицине, необходимым условием совершенствования образования и развития практики. Аккумулируя лечебно-профилактический опыт, медицинская книга сама активно влияет на решение сложных проблем, стоящих перед медициной. Причем для содержания полноценной медицинской книги характерно сочетание научности и практической направленности, ибо теоретические "прорывы" в медицине и их конкретное использование составляют единый процесс, который именно в комплексе дает ощутимый результат.

Итак, в принципе можно согласиться с апробированными определениями, что если  история медицины - это "научная дисциплина, изучающая развитие медицины на всех этапах - от возникновения в форме первобытной народной медицины и до современного состояния", то  медицинская литература - это "научные, справочные, популярные и другие виды произведений медицинского содержания, призванные способствовать развитию медицинской науки, повышению уровня профессиональной подготовки различных категорий медперсонала, а также санитарному просвещению".




Паразитарные болезни кожи: диагностика, лечениеПаразитарные болезни кожи: диагностика, лечение

Паразитарные болезни кожи остаются довольно актуальной неувязкой в связи с их распространенностью в настоящее время. Более частенько встречающимися паразитарными заболеваниями кожи являются болезни, вызываемые клещами. Паразитами име


Атопический дерматит у детейАтопический дерматит у детей

По данным эпидемиологических исследований атопическим дерматитом (АД) в разных странах страдают от 10-28% детей; в общей структуре аллергических заболеваний он занимает одно из ведущих мест. Острота проблемы АД...


Патофизиология мозгового кровообращенияПатофизиология мозгового кровообращения

Большое количество церебральных процессов может вести к необратимому повреждению. Эти процессы могут быть классифицированы как травматические, инфекционные, воспалительные и опухолевые. Они могут быть первичными...


 

Medvuz.ru © 2006-2017
АрхивПубликацииСтатьи
Rambler's Top100